Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 06.03.2021, 22:55

Башкирская гимназия-интернат г.Белебея

Меню сайта
Обрнадзор РБ
Позвони
Телефон доверия

Каталог файлов

Главная » Файлы » Публикации учителей » Публикации учителей

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы. Мухаметзянова Р.А.
06.04.2011, 21:42

   Основной задачей Башкирской гимназии-интернат является воспитание детей на примере башкирских традиций, обычаев, устного народного творчества. Выпускник гимназии должен владеть максимальной информацией об истории, культуре, современных тенденциях развития РБ, но главное – любить свою Родину, гордиться ей и в дальнейшем делать все для ее процветания.

  Добиваться этого нужно не только на уроках башкирского языка и литературы, культуры Башкортостана, но на всех предметах. В тематических планах каждого учителя и воспитателя решением педсовета имеется графа «региональный компонент». Приведу примеры использования регионального компонента на уроках русского языка и литературы нашими учителями-филологами.

      Также с биографией Закирьянова К.З. знакомимся при изучении в 9 классе темы «Ученые-лингвисты».

 Встречаются такие слова, разбор которых неоднозначен. Нужно владеть знаниями из области топонимики, то есть исторического происхождения слова, или этимологии.

Баш-корт-о-стан : баш-корт – волчья голова, символ отдельной части Золотой Орды, или тотем – легенда о волке-спасителе; корт – тотем – главная пчела-матка.

Башкорт-о-стан: Башкордъ или Башкирд – хан, объединивший башкирские племена.

Башкортостан: название республики.

Также обращаем внимание на заимствованиях из тюрских языков, например: диван, чайник, халат, катык, казан.

 4.Обобщение по теме «Причастные и деепричастные обороты»

Мустай Карим

Башкирия порою казалась мне маленьким зеленым листком на вечнозеленой березе по имени Россия. Порою она мне кажется огромным узорчатым покрывалом, наброшенным на спину неистово скачущего коня. Тем конем является Урал, который вечно мчится с юга на север,  неся с собой Европу и Азию. Еще не без тщеславия я думаю о том, что наша земля Башкирия и есть один из золотых швов, скрепивших эти два континента. И потому, наверное, когда в августовскую ночь я гляжу на ясное небо, то мне чудится, что все звезды двух материков – малые и великие – смотрят только на тот березовый листок, на то узорчатое покрывало, красиво накинутое на спину скакуна.

Работа с причастными, деепричастными оборотами.

Воспитательная беседа о таланте писателя, который не только словом умеет передавать свои чувства, а главное, видит неповторимую красоту родного края и гордится им.

 Урок-обобщение по развитию речи можно составить на основе воспитательной беседы о скромности башкирской девушки как идеале красоты. Учащиеся составляют портрет башкирской невесты, рассматривают работы башкирских художников Кугультинова и Ахмадуллиной.

 Материал урока.

   У истоков литературного содружества русского народа с другими народами стоит великий Пушкин. Он был одним из первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа. Запоминающиеся образы башкир – борцов за свободу и независимость Пушкин создал в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». В «Истории Пугачева» значительное место он уделяет башкирам во главе с их вождем Салаватом Юлаевым. Причину активного участия башкир в восстании поэт видел в усилившемся самодержавном гнете. Он с гневом пишет о расправе над участниками восстания в 40-х годах XVIII века. Выразительными красками рисует Пушкин образ безымянного «башкирца», схваченного с «возмутительными листами Пугачева»:

«Башкирец с трудом перешагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем. «Эхе! – сказал комендант, узнав по страшным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. – Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты, знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка. Подойди-ка поближе, говори, кто тебя послал?»

 Образ безымянного башкирца, безъязыкого, изувеченного, имеет широкое обобщающее значение: в нем отразилось свободолюбие угнетенного народа, народа, лишенного прав, не имеющего «языка», но продолжающего борьбу за лучшую жизнь.

 В.И.Даль – автор словаря и собиратель пословиц русского народа первым открыл для россиян кумыс как лечебное средство, когда побывал в Башкирии. Он писал: «Кумыс приносит особенную пользу при всех хронических и грудных страданиях… Последовательное действие кумыса обнаруживается через неделю и ранее, оно состоит в сытном, здоровом и легком питании всего тела… Я сомневаюсь, можно ли придумать какую-нибудь другую пищу, которая в этом отношении заменила бы кумыс».

Мальчик, который пьет молоко кобылицы, обретет силу коня (башкирская  пословица).

Кровь с молоком (русская поговорка).

Началось паломничество в степи Башкирии. Ехали только лечиться – и невольно узнавали о жизни башкирского народа. Именно на кумыс приехали Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Таким образом В.И.Даль не только «открыл» русскую пословицу для всего мира, но и проложил дорогу для отражения истории и культуры башкирского народа в русской литературе.

 «Обзор литературы XX века» (11 класс)

Д.И.Фурманов, автор романа «Чапаев», партийный лидер, выступал в Доме Свободы (РДК, ныне           ), поэтому в честь него была названа улица нашего города.

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» (8 класс)

Княгиня Трубецкая ехала к мужу в Сибирь. Возможно, ее путь пролегал по белебеевской земле. Каторжников в то время гнали по этапу через нашу тюрьму ( по улице Советской). От станции Аксаково дорога была вымощена булыжником, а до Метевбаша, через Буздяк и Уфу, - брущаткой.

- конкурс сочинений, посвященный Дню Республики;

- Республиканский конкурс письма «Хочу рассказать тебе о своем     родном крае…»;

- Республиканский конкурс сочинений «Если бы я стал президентом…»;

- Муниципальный конкурс творческих работ «Наш город от выборов до выборов»;

- Республиканская конференция «Гафурийские чтения».

 Почти к каждой теме урока можно подобрать региональный компонент. Не нужно делать из уроков русского языка и литературы уроки истории и культуры Башкортостана, но нужно четко понимать, что в наше время региональный компонент – аспект образовательной политики и главная составляющая патриотического воспитания.

Категория: Публикации учителей | Добавил: elenalapkareva
Просмотров: 5721 | Загрузок: 107 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
75 лет Победы!
Друзья сайта
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
  • ИРО РБ
  • Управление образования МР Белебеевский район РБ
  • Администрация муниципального района Белебеевский район
  • Правительство Республики Башкортостан
  • Телефон помощи
    "Мы против коррупц
    Горячая линия
    По вопросам обеспечения учебниками в Министерстве образования Республики Башкортостан работает телефонная «горячая» линия:
    8(347)218-03-54,
    8 (347) 218-03-52.
    Аналогичная телефонная «горячая» линия
    работает в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан
    8(34786)5-72-18.
    Горячая линия
    Объявление

    Copyright MyCorp © 2021