Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 06.03.2021, 23:28

Башкирская гимназия-интернат г.Белебея

Меню сайта
Обрнадзор РБ
Позвони
Телефон доверия

Каталог файлов

Главная » Файлы » Публикации учителей » Публикации учителей

Организация внеурочной деятельности в МБОУ Башкирская гимназия-интернат г.Белебея РБ по направлению «Школа IT» в рамках эксперимента
18.12.2012, 18:14

Организация внеурочной деятельности в МБОУ Башкирская гимназия-интернат г.Белебея РБ по направлению «Школа IT»

в рамках опытно-экспериментальной площадки

НОУ «Открытый молодежный университет»

 

Учитель математики и информатики,

I категории  МБОУ Башкирская

гимназия-интернат города Белебея РБ

Лапкарева Елена Геннадьевна

 

Сегодня много говорят о том, что к современному образованию нужны другие подходы. Меняются образовательные стандарты, разрабатываются новые учебные программы. И образовательные программы должны идти в ногу не только с требованиями современного общества, но и с интересами детей. Поскольку интерес — один из ключевых мотиваторов для обучения ребенка, особенно сегодня, когда его окружает много информации. Обычный учебник, школьная доска и учитель, который объясняет все на пальцах, сегодня ребенку не интересны.

И действительно, мы живем в мире информационных технологий, и сама жизнь требует кардинальных перемен. Нельзя учить наших детей так, как учили когда-то нас. У них совершенно другие интересы, другое представление о жизни.

На  современном  этапе  школьного  образования  актуальными  становятся не только  предметные  знания,  умения  и  навыки,  но  и  развитие  деятельностных компетенций,  которые  позволяют  расширить  рамки  образовательной  программы. С каждым  годом  можно наблюдать  увеличение  информационного  потока,  частью которого  является  виртуальное  пространство.  Актуальной  проблемой  становится умение  ориентироваться,  находить  информацию,  умение  её  применять.  В  связи с этим меняются задачи современной школы  и роль учителя. Учитель  становится не единственным  источником  знаний  для  обучающегося.

Расширение образовательного  пространства  происходит  за  счёт  многочисленных  интернет-ресурсов с различными сервисами: форумов, блогов, сообществ, творческих галерей. Разработка любого школьного проекта или выполнение письменной работы сегодня, несомненно,  сопровождается  информацией  из  интернет-ресурса:  для  любого обучающегося  не  составит  большого  труда  найти  информацию  для  доклада, сочинения,  реферата,  сообщения,  задать  вопрос  специалисту  через  портал, пообщаться  по  волнующей  теме  со  сверстниками. 

В  связи  с  этим  возникает проблема  сопровождения  обучающегося  в  этом  всеобъемлющем  виртуальном пространстве,  где  поиск  материала  становится  хаотичным,  бессистемным, сопровождающимся порой не только  не нужной  информацией, но и вредной  для формирующейся  молодой  личности.  Это  приводит  к  потере  времени  и  малой продуктивности учебной деятельности. 

Из вышеизложенного  видится проблема формирования информационной культуры  современного  школьника,  составляющей  которой  является  не  только информационная  грамотность,  но  и  этика  пребывания  в  виртуальной  среде.  На протяжении  нескольких  лет  на  базе  Томского «Открытого молодёжного университета»  разрабатываются и успешно реализуются Комплексные образовательные программы нового поколения «Школьный университет», задачами которой являются:

  обучение IT-компетенциям,  соответствующим  новым  востребованным профессиям, новым средствам производства и рынку труда;

  знакомство с информационной культурой современного общества;

  формирование  умения  работать  с  виртуальной  образовательной  средой  для повышения  эффективности  учебной  деятельности  и  умения  выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;

  прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.

Довольно часто внеурочным мероприятиям не уделяется должного внимания. Почему-то принято считать их второстепенными. Хотя именно на таких мероприятиях дети осознают, зачем они получают те или иные знания, как их можно применить. Именно внеурочная деятельность позволяет создать условия для формирования у учеников личностных, творческих и предпринимательских компетенций, способствует развитию социальной мобильности, профессиональному самоопределению, повышает образовательную активность учеников.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, который подготовила Российская академия образования, отмечается, что в современной школе внеурочная деятельность должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

В 2012-2013 учебном году в Башкирской гимназии - интернате г.Белебея в рамках научно-познавательного направления во внеурочной деятельности открыта опытно-экспериментальная площадка НОУ «Открытый молодежный университет». Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с  погружением  в  виртуальную образовательную  среду  уже  в 1-ом  классе  во внеурочное время.

Экспериментальная площадка гимназии под названием «Школа IT» работает по образовательной программе «Мир моих интересов» Открытого молодёжного университета, которая направлена  на  развитие  познавательного  интереса  обучающихся младшего  школьного  возраста  через  создание  информационно-образовательной среды,  предполагающей  практико-ориентированный  подход  и  способствующей  формированию  базовых  IT-компетенций  в сотрудничестве и непосредственным участием учителя и родителя. В основу курса  положена  технология  проектно-исследовательской  деятельности.

Программа «Мир моих интересов» построена  по  модульному  принципу и рассчитана на  внеурочную  работу  с  обучающимися  1  классов  под  общей  тематикой «Знакомство с общими понятиями окружающего мира».

Первыми занятиями у первоклассников были «Цифра три», «Книжки», «Космос», «Мыльные пузыри», «8 Марта», «Портфолио». Основной тип занятий — комбинированный, посредством чередования форм организации  учебно-познавательной  деятельности  младших  школьников с различными  средствами  обучения (рабочая  тетрадь,  портал,  электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска и т. д.). При проведении занятий используется учебный и  познавательный  материал  разного  типа,  вида  и  формы:  презентации, интерактивные  игры,  видеоролики,  ресурсы  Интернета  и  т. д.  Материалы  всех занятий доступны  детям и родителям. Задания, предлагаемые учащимся в  рамках курса,  разнообразны:  проблемные,  творческие  или  задания  с  творческим продолжением.

Одним из инструментов  реализации  проектно-исследовательской  деятельности  является виртуальная  образовательная  среда,  где  ребёнок  имеет  возможность  расширить собственный  кругозор  на  занятии,  проверить  свои  силы  в  решении  заданий повышенной сложности, выполнить мини-проект творческого характера и оценить уровень  учебных  и  внеурочных  достижений.  Использование  медиапродуктов позволит  сформировать  внутреннюю  мотивацию  обучающихся  к  познавательной деятельности,  положительно  повлияет  на  развитие  функциональной  грамотности, способствует  развитию  рефлексивных  способностей,  информационно-коммуникативной  компетенции.  Приобретение  навыков  работы  на  ПК  в  рамках программы  становится  не  целью,  а  средством  достижения  образовательных результатов. 

Под  информационно-образовательной  средой  понимается  пространство, организуемое всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель,  обучающийся  и учитель  с  использованием  УМК (учебно-методический комплект —  интерактивный  электронный  учебник  и  рабочая  тетрадь)  и  портала «Кувырком» (задачи  повышенной  сложности,  тематический  видеоролик, «Это интересно», игра, викторина, пазлы, электронное портфолио). 

Для  актуализации  познавательного  интереса  обучающегося  каждый  урок начинается вступительным роликом в сопровождении главного героя — «Хэлпика», задающего  положительный  эмоциональный  настрой  детей. 

Формирование компьютерной грамотности на занятии проходит посредством интерактивной игры за  ПК,  которую  можно  провести  фронтально ( с  помощью  проектора  и экрана), показать  на  интерактивной  доске  или  индивидуально  каждому  ребенку  за  ПК.

С помощью IT-технологий  обучающиеся  могут  провести  лабораторную  работу (опыт,  эксперимент),  выполнить  виртуальную  поделку ( открытку,  плакат),  что позволяет  детям  реализовать  полученные  знания  на  практике.  Для  закрепления и углубления  знаний  на  занятии  также  предлагается  интерактивный  ролик, сопровождающийся возможностью самопроверки действий ребенка. После выполнения одного из разделов образовательного  материала  открывается  часть  картинки — пазл,  который в дальнейшем, при  прохождении  всей  темы, можно собрать  в  виде  постера и распечатать.  

Для  совместной  деятельности  обучающегося  с  родителями  дома предусмотрены дополнительные занятия на портале «Кувырком». В дополнительных портальных материалах к каждому занятию размещены:

  задания повышенной сложности для данного возраста по каждой теме занятия;

  познавательный  материал  к  каждому  занятию ( три  факта  из  серии « Это интересно»);

  онлайн-мероприятия  в  виде  конкурсов,  игр,  викторин,  домашних экспериментов;

  небольшие флеш-игры, чтобы ребёнок мог отдохнуть после занятия;

  видеоматериал (ролик), имеющий отношение к теме занятия;

  виртуальное  электронное  портфолио  учащегося,  куда  заносятся  результаты входного  и  итогового  тестирования  предметных  достижений  ребёнка в урочной и внеурочной деятельности.

Таким  образом, реализуя программу « Мир  моих  интересов»  на  ступени начального  общего  образования во внеурочной деятельности в рамках опытно-экспериментальной площадки НОУ «Открытый молодежный университет», наше образовательное  учреждение  решает  следующие задачи:

— развитие личности школьника, становление его мировоззрения;

— развитие самостоятельности  и творческих способностей обучающихся через включение  их  в  проектную  и  исследовательскую  деятельность,  в  том  числе с использованием виртуальной образовательной среды; 

—духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  обучающихся, предусматривающее  принятие  ими  моральных  норм,  нравственных  установок, национальных ценностей.

Категория: Публикации учителей | Добавил: elenalapkareva
Просмотров: 1545 | Загрузок: 43 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
75 лет Победы!
Друзья сайта
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
  • ИРО РБ
  • Управление образования МР Белебеевский район РБ
  • Администрация муниципального района Белебеевский район
  • Правительство Республики Башкортостан
  • Телефон помощи
    "Мы против коррупц
    Горячая линия
    По вопросам обеспечения учебниками в Министерстве образования Республики Башкортостан работает телефонная «горячая» линия:
    8(347)218-03-54,
    8 (347) 218-03-52.
    Аналогичная телефонная «горячая» линия
    работает в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан
    8(34786)5-72-18.
    Горячая линия
    Объявление

    Copyright MyCorp © 2021