Выступление директора БГИ Р.Р.Ишмухаметова на Республиканской научно-исследовательской конференции в РБЛИ г.Уфы 27.05.2007.
06.03.2009, 17:50
информационо-коммуникационные технологии
в условиях модернизации образования
МОУ Башкирская
гимназия г. Белебея, как национальное инновационное образовательное учреждение
открыта в 1996 г.
В 2005 г.
гимназия перешла в новое здание, где обучаются 306 учащихся и работают 50 пед.работников.
В 2005-2006гг.
открыты:
- отделение искусств по 4 направлениям:
музыкальное, хореографическое, фольклорное, художественное;
- экспериментальные площадки (с
Институтом механики УНЦ РАН, с БИРО),
- Башкирский лингвистический центр,
- Центр английского языка по подготовке
к сдаче международного экзамена ESOL.
В 2006г.
гимназия заняла 3 место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая
школа России».
Современный этап развития образования связан с широким
использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и
возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее
значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам,
опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного
процесса.
В условиях модернизации образования РФ, в процессе
вхождения в европейскую систему образования через Болонский процесс, в условиях
«информационного взрыва», на первый план перед общеобразовательным учреждением ставится
задача формирования у школьника умения оперировать информацией, то есть не
только хранить и выдавать, но и искать, перерабатывать, увязывать в контекст,
представить в наиболее удобной для восприятия форме. Именно поэтому современное
образование предполагает, помимо повышения эрудиции учащихся, развитие у них
умений и навыков, связанных с поиском, отбором, оценкой, переработкой и
хранением информации. Эти умения и навыки тесно связанны с современными
информационными технологиями, вот почему владение последними обязательно для современного
учителя.
Отображение даже элементарных знаний о живой клетке,
физическом, химическом, геологическом, историческом процессе требует сложных
зрительных образов. Да и на уроках любого цикла, применение зрительных образов
– лучший, а порой единственный, путь к пониманию разнообразных процессов в природе
и мире.
Использование информационных технологий способствуют повышению
качества обучения и формированию информационно-технической культуры учащихся и формируют
у учащихся устойчивый интерес к предмету, стремление к познанию нового,
развиваются навыки активной познавательной деятельности.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что
в ходе внедрения информационно-коммуникационных технологий общеобразовательные
учреждения сталкиваются в основном с четырьмя проблемами:
Во-первых,
«Есть что показать, хочу показать, могу показать, но не на чем»;
Во-вторых,
«Хочу показать, могу показать, есть чем показать, но нет, чего показать»;
В-третьих,
«Хочу показать, есть что показать, есть на чем показать, но не могу показать»;
В-четвертых,
«Могу показать, есть что показать, есть на чем показать, но не хочу».
Все эти проблемы нами успешно были
решены следующим образом:
1. Для решения первой проблемы в гимназии открыты два
полностью оснащенных компьютерных класса. Компьютеры подключены к локальной
сети, имеют доступ к сети Интернет, приобретены 2 комплекта проекторов, 6 принтеров,
2 ксерокса, 6 муз.центров, 5 ТВ с DVDи видеомагнитофонами, комплект
музыкальной аппаратуры и многое другое.
2. В
современном мире стремительно формируется новое электронно-информационное
пространство. На рынке электронных изданий создаются множество электронных
объектов, открывающих новые возможности при объяснении нового материала и его
закреплении и при этом легко вписывающийся в стандартную методику ведения
урока. Помимо традиционных видео и анимационных фрагментов, рисунков, появились
интерактивные динамические плакаты и электронные муляжи. Они позволяют укрупнять
изображение отдельных фрагментов, «заглядывать» внутрь, разбирать объекты и
т.д. Динамические модели, показывающие развитие процессов при изменении
начальных условий, распад атомов, процессы в космосе и недрах земной коры,
вообще не имеют аналогов вне компьютера.
Появление цифровых фотоаппаратов позволяет учителю
создавать банки новых наглядных материалов, вводить новые формы работы,
совмещающих наблюдение за объектами окружающего мира и владения компьютерной
техникой.
Еще одна возможность Интернет. В нем можно найти
практически любой материал к любому уроку.
Для решения этой проблемы у нас формируется общегимназический
банк аудио-, медиа-, фото материалов и научно-методических разработок учителей.
Закуплены электронные учебники по всем предметам, дополнительные образовательные
ресурса на CDи видео носителях, сформирована своя фильмотека.
3. «Современные
информационно-коммуникационные технологии в образовании» как отдельный предмет
введен в программу педагогических ВУЗов лишь в последние годы. А в школе
работают в основном учителя, закончившие ВУЗы давно или учившиеся заочно. Они
либо владеют информационно-коммуникационными технологиями с трудом или вообще
ими не владеют. И о применении информационных технологий такими учителями не
приходится и говорить.
Одним из вариантов решения данной проблемы в нашей
гимназии является прохождение курсов повышения квалификации; второй вариант
компьютерные курсы «Использование современных информационно-коммуникационных
технологий в обучении», которые ведет заместитель директора по информационным
технологиям; и самое главное самостоятельная работа учителей по
самосовершенствованию и самообразованию.
4. Нежелание учителей отходить от старых методов
работы, желание ничего не менять, не совершенствоваться. И главное проведение
урока с использованием информационных технических средств лишь для «галочки»,
без осознанного желания, и правильного применения информационно-технических
средств ведет к плачевным последствиям. Может вызвать неприязнь к предмету,
отрицательное отношение даже неприязнь к информационно-техническим средствам
(без которых не мыслима жизнь в современном мире) и полную потерю интереса к
учебной деятельности.
Данной проблемы в нашей гимназии уже не существует.
Опыт наших учителей башкирского и английского языков, начальных классов,
биологии и математики обобщен на уровне республики, города и района. Примером
тому служат, проводимые на базе нашей гимназии республиканские научно-практические
конференции и семинары.
Во внеклассной работе компьютеры используютсядля создания музыкальной базы данных,
аранжировки музыки и подготовки фонограмм, при работе с местным школьным радио
узлом, через который ведется радио-вещание во время перемен и после уроков.
Мультимедийные проекторы используется для проведения внеклассных мероприятий,
совещаний, конкурсов, конференций в масштабе школы, района и республики.
В гимназии обучение информатике ведется с 3 по 11
класс. С 3 по 5 по программе «Школа 2100».
Также в гимназии введены спецкурсы, по выбору учащихся,
где информатике отведено 6 часов:
В 3-4 кл.-с/к «Любознайки», где учащиеся знакомятся с
компьютером, развивают навыки работы с мышью, клавиатурой (клавиатурный
тренажер), знакомятся с графикой, выполняют упражнения на развитие логики,
памяти мышления.
В 5-6 кл.- с/к «Программер», где учатся работать в
среде LogoWriter,
создавать свои программы, проекты и работать с графикой.
7 кл.- с/к «Хакеры», где работают с сетевыми технологиями,
создают и настраивают электронные адреса,
работают активно в сети Интернет, а так же информационно поддерживают и обновляют сайт гимназии.
В
8 кл.- с/к «Программирование», изучается язык программирования TurboPascal.
В 9 кл.- с/к «Информатика», где решаются прикладные и
экономические задачи в Excel. Этот курс
способствует выбору будущей профессии и дальнейшему обучению в других учебных
заведениях.
В гимназии выпускается ежемесячная газета,
которая верстается учениками.
На наш взгляд, для создания положительной мотивации к
использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках, как самим
учителем, так и учащимися необходимо сначала создать не только материальные условия,
но создать поисково-исследовательскую атмосферу.
Мы внедрили практику переписки электронными письмами и
информацией по электронной почте (по образцу SMS сообщений, этот вид общения очень нравится современной
молодежи) с использованием Интернета. Например, в Отделении искусств учащиеся
обмениваются музыкальными произведениями в электронном виде, в том числе своими
произведениями, с учащимися из других городов и районов республики и РФ. Это
привело к тому, что учащиеся отделения искусств начали побеждать на республиканских
смотрах и конкурсах, фестивалях. Так же
ведется переписка с учащимися в рамках работы над научно-исследовательскими
проектами, поиск «белых пятен» в Интернете, т.е. неизученных научных проблем.
Результат -Диплом 1 степени во
Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Первые шаги-2006».
В рамках работы Центра изучения английского языка,
организована переписка с учащимися Великобритании. Результат - 6 декабря 2006г.–
приезд делегации из Великобритании для приема международного экзамена.
Таким образом, комплексная работа администрации,
учителей, учащихся их желание и подготовка, создают информационно-техническую
культуру в образовательном учреждении, тем самым повышают эффективность
использования информационно-технических средств в учебно-воспитательном
процессе.
Безусловно, будущее системы образования неразрывно
связано с информационно-коммуникационными технологиями. Школа 21 века в
условиях постоянной модернизации должна формировать у учащихся не только
интеллектуальные способности и умения, но выработать у будущего поколения
стремление к креативному мышлению. Современные инновационные образовательные
учреждения с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий
продуктивнее перейдут из режима функционирования в режим развития.
По вопросам обеспечения учебниками в Министерстве образования Республики Башкортостан работает телефонная «горячая» линия: 8(347)218-03-54, 8 (347) 218-03-52. Аналогичная телефонная «горячая» линия работает в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан 8(34786)5-72-18.